Дорогие друзья!
Мы продолжаем наш просветительский проект «7 Икон Православной Святости». За прошедший месяц мы получили от Вас множество писем с отзывами, благодарностью и пожеланиями. Все они были прочитанны и обязательно будут учтены в нашей работе.
В эти дни мы празднумем Память святителя Николая Чудотворца и событие, связанное с этим днём, перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.
«Чудотворец великий, помощник скорой и ходатай к Богу изрядный Святитель Христов Николай» глубоко почитается всем христианским миром и даже мусульманами. Православная Церковь чтит Николая Чудотворца дважды в году — 19 декабря и 22 мая.
Святитель Николая родился около 280 года в городе Патары, на юго-западном побережье Малой Азии. С младенчества благодать Божия сопутствовала ему. В грудном возрасте начал он постническую жизнь: вкушал молоко матери по средам и пятницам (дни поста в христианстве) только после вечерних молитв. Отрок Николай, возрастал в постижении веры православной, целомудрии, церковной и домашней молитве, чтении и изучении слова Божия. Видя его благочестие, дядя его епископ Патарский Николай посвятил юношу вначале во чтеца, а со временем возвел в сан священника. После смерти родителей будущий угодник Божий щедро раздавал имение нуждающимся, стараясь всегда это делать тайно. Так. одному обнищавшему отцу семейства он тайно подбросил золото, необходимое для замужества трех дочерей, и тем спас их от грехопадения.
Во время паломничества святого Николая в Иерусалим разразилась предсказанная им сильная буря и плывущие на корабле в отчаянии умоляли угодника Божия помочь им; по его молитвам бури утихла, а упавший с мачты и разбившийся насмерть корабельщик встал невредимым. Поклонившись Святым местам, будущий Святитель хотел удалиться в пустыню, но Господь призвал его возвратиться в отечество и служить людям в миру. Избегая человеческой славы, святой Николай отправился не в родной город, а в митрополию Ликийской области — город Миры. В то время скончался местный епископ Иоанн и епископы округа собрались в городе Миры для избрания нового архипастыря. Господь чудесным образом указал им на своего избранника — священника Николая. И став епископом Святитель Николай по-прежнему оставался смиренным; кротким, милосердным, носил простые одежды, пишу вкушал постническую, и ту раз в день вечером. Двери дома угодника Божьего были всегда открыты для всех нуждающихся. Оказывая людям помощь и в житейских нуждах, Святитель более всего заботился об исцелении греховных язв. Во время гонения на Церковь Христову при императоре Диоклетиане (281—305) Святитель был заключен в тюрьму за исповедание веры и нежелание изменить учению Господа Иисуса Христа. Перенося страдания, голод и жажду. Святитель Николай неустанно укреплял в своих соузниках веру, питал их словом Божиим. Когда император Константин Великий даровал Церкви свободу, Святитель вернулся к своей пастве и продолжал кротко и мудро править ею. Просвещая язычников светом Христовой веры, он разрушал идольские капища — жилища бесов и молитвой изгонял из них нечистых духов.
В 325 году на Первом Вселенском Соборе в городе Никее Святитель Николай вместе с другими отцами отстаивал догматы право славной веры и осудил ересь Ария, неправильно учивший об Иисусе Христе. Слыша богохульные речи Ария, Святитель ударил его по щеке, за что святые отцы лишили его епископского звания и заключили по стражу, но Господь в видении явил им его безгрешность: многие участники Собора увидели с одной стороны от него Господа с Евангелием, а с другой стороны — Богородицу с омофором. Познав, что Богу угодно дерзновение (дерзость) Святителя, ему воздали честь и возвратили знаки епископского достоинства. Вернувшись к своему словесному стаду. Святитель Николай проповедовал истинное учение Церкви, опровергая ересь, обличая еретиков и отгоняя их от стада Христова.
Еще при жизни угодника Божий Господь явил через него многие Свои милости. Так, во время тяжкого голода Святитель явился во сне одному итальянскому купцу и повелел ему привезти в Миры пшеницу, в залог вложив ему в руки три золотые монеты. Когда на побережье Ликийской области высадились плывущие во Фригию воины и начали притеснять местных жителей, Святитель поспешил туда и убедил воевод запретить своим воинам творить грабеж и насилие. Во время отсутствия Николая угодника градоначальник города Миры осудил на смерть трех невинных мужей. Святитель поспешил в город, остановил руку палача, обличил градоначальника и вынудил его признать свой приговор неправильным. Присутствующих при этом трех военачальников вскоре постигла подобная участь: их оклеветали перед императором. В ночь перед казнью осужденные стали со слезами молиться: «Боже Николая, избавивший трех мужей от неправедной смерти, призри ныне и на нас... и избави нас, неповинных от смерти!» Бог послал им на помощь Своего угодника: в ту же ночь царю предстал Святитель Николай и сказал: «Скорее встань и выпусти из темницы трех воевод, ибо они безвинно оклеветаны... Если не послушаешь меня и не отпустишь их, я накажу тебя и ты погибнешь». Император Константин освободил воевод, повелев им пойти и возблагодарить Святителя Николая. Народ любил своего архипастыря. Святитель мирно отошел ко Господу около 345—351 годов. С тех пор этот великий угодник Божий много раз выручал из беды путешествующих на море и на суше, выводил страждущих из плена и заключения, исцелял больных, кормил голодных, помогал в трудах праведных и не оставлял без утешения всех прибегающих к нему. Нетленные его мощи до сегодняшнего дня исцеляют душевные и телесные болезни и источают цельбоносное миро. Находятся мощи Николая Чудотворца, как наименовала его Церковь, итальянском городе Вари.
Особое почитание воздается угоднику Божию Николаю у нас в России. Почти в каждом российском городе был воздвигнут Никольский храм. Множество чудотворных икон Святителя Николая явилось в России или были перенесены из других стран. В Акафисте Святителю Николаю есть такие слова: «Радуйся, по Бозе и Богородице все паше успевание;», то есть в Русской Православной Церкви Николаю Чудотворцу воздается третье место по почитанию, сразу после Бога и Божией Матери.
Иконография Святителя.
Святители - священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществляют Промысл Божий о Церкви как о Теле Христовом. К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.
На иконах святители чаще всего изображаются в богослужебном епископском облачении: на голове митра (нередко святителей изображают с непокрытой головой или в клобуке); на теле саккос -верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя; на плечах омофор - длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа, без него он не имеет права совершать богослужение.
Святители изображаются с книгой в левой руке; правая рука — в благословляющем жесте или обращена к книге. На некоторых иконах святители держат книгу - Евангелие — не открытой рукой, а прикрытой тканью омофора. Эта деталь иконографии свидетельствует об особо благоговейном отношении к святыне, к Благой Вести, к слову Божиему.
Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс; оглавные же изображения встречаются крайне редко.
С уважением,
Настоятель Храма Василия Великого, отец Аркадий
Коллектив Гильдии иконописцев города Владимира
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.