Дорогие друзья!
2-го августа Церковь Божия празднует память величайшего пророка и первого девственника Ветхого Завета — Илии. В просторечии этот праздник именуется «Ильин день».
Пророками называются святые люди, которые по внушению Духа Святого прорекали, то есть предсказывали, будущее, особенно о грядущем Спасителе мира — возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию и творили разные знамения и чудеса. Они обличали евреев в идолопоклонстве, призывая их к покаянию. Одни из пророков проповедовали только устно, а другие кроме того оставили после себя священные книги, написанные ими по внушению Духа Святого.
Святой пророк Илия родился в городе Фесвни Галаадской за 900 лет до Воплощения Бога Слова.
Святитель Епифанин Кипрский сообщает о рождении пророка такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благобразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали Пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога, и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению, видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратиться только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода.
Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждующему народу. Когда поток высох, Господь послал Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему хлебец из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка мука и масло с тех пор не прекращались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо — воскресил умершего сына этой вдовы.
По прошествии трех лет засухи Милосердный Господь послал Илию к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь народ и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: одни — от жрецов Ваала, другой от пророка Илии для лужения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению пророки Ваала: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно — небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю взывая: «Воистину Господь есть Бог один и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждующую землю.
Царь Ахов осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии посвятить на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей одеждой дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.
По учению Святой Церкви, пророк Илия будет Предшественником Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди против Антихриста примет мученическую смерть. Жизнь святого пророка подробно описана в Ветхом Завете в книгах 3-ей и 4-й Царств, в 48 главе книги-премудрости Иисуса сына Сирахова, в первой книге Маккавейской.
На иконах святой пророк Илия изображается чаще всего на огненной колеснице, которая со всех сторон окружена пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Иконография Святых Пророков
К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и, в особенности, появление обетованного Мессии.
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия. На головах — пророческие шапочки (например, у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона. Изображаются также пророки и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых (пророк Исайя) милоть — накидка из овчины.
Последним из пророков возвестившим: ...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3,2)и воочию узревшим свершение всех пророчеств о Спасителе, стал Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна. Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной — символ чистоты его бытия как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является образным выражением Божественного дара предвидения.
С уважением,
Настоятель Храма Василия Великого, отец Аркадий
Коллектив Гильдии иконописцев города Владимира
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.