В корзине нет товаров В корзине нет товаров
Rambler's Top100
Выбрать город »
(495) 743 32 48
Москва

(812) 425 32 82
Санкт-Петербург

Центральная Россия (903) 743-3248
Белгород, Брянск, Владимир, Воронеж, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Обнинск, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль

Северо-Запад России (903) 743-3248
Санкт-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Выборг, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Сыктывкар, Череповец

Поволжье России (903) 743-3248
Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров (Поволжье), Набережные Челны, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары

Сибирь (903) 743-3248
Абакан, Барнаул, Бийск, Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Чита

Юг России (903) 743-3248
Анапа, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Грозный, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Назрань, Нальчик, Новороссийск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Туапсе, Черкесск, Элиста

Дальний Восток (903) 743-3248
Благовещенск (Амурская обл.), Владивосток, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск

Урал (903) 743-3248
Екатеринбург, Курган, Магнитогорск, Нижневартовск, Салехард, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск
(903) 743-3248
Владивосток, Казань, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск, Орёл

(831) 410-6594
Нижний Новгород

Закрыть

Реставрация икон

Реставрация икон, подобна хирургии в медицине. Здесь всё важно - диагностика заболевания, квалификация и опыт хирурга, проверенные препараты и современное оборудование. Также и в реставрации, от правильности оценки текущей ситуации и от того, кто и как будет восстанавливать Образ, напрямую зависит, какой будет результат.

Как отреставрировать икону в нашей мастерской:

  • Позвоните нам в реставрационное отделение по телефону +7 (903) 743-32-48 или посредством онлайн заявки ниже, или электронной почты info@ikonu.ru  (присылаете фотографии иконы с двух сторон) 
  • В течение 1го рабочего дня, экспертный отдел бесплатно проведёт: 
  1. Атрибуцию иконы (оценка возраста, сюжетных характеристик, география написания, потенциальная историческая и культурная ценность)
  2. Даст оценку необходимости реставрационных работ, их объём, сроки и дальнейшие рекомендации по сохранению вашей иконы.
  • Далее вы принимаете решение о том, как вы хотели бы отреставрировать икону, эксперт предложит возможные варианты.
  • Обычно, реставрация занимает от 3х недель до 3х месяцев. Стоимость зависит от объёма работ и бывает от 3 тысяч до 55 тысяч рублей.
  1. Иконы принимаются в реставрацию по официальным документам, с предварительной фотофиксацией и письменным утверждением необходимых работ реставрационного отделения
  2. Мы храним полную конфиденциальность и не афишируем ваши персональные данные (включая фотографии икон)

К сожалению, жизнь предметов искусства, а именно к ним относятся живописные иконы, не вечна. Подобно живым людям, иконы со временем стареют и навсегда утрачивают свой первозданный вид. Однако от этого они не становятся менее прекрасными, ибо благородный налёт старины и тепло истинной веры, которые хранят в себе «древние» образы, придаёт им ещё больше ценности. Но чтобы уберечь икону от дальнейшего разрушения, необходимо прибегнуть к помощи профессиональных реставраторов – мастеров, чья миссия заключается в сохранении произведений православного искусства.

Если вы хотите отреставрировать икону, то в Иконописной мастерской «Создавая наследие» будут рады помочь вам в этом благородном деле. Мы проводим бесплатные консультации по реставрации. Для того чтобы воспользоваться консультацией, пожалуйста, пришлите фотографию иконы.

Реставрация святых образов – кропотливая и очень тонкая работа. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо строго соблюдать технологический процесс и в совершенстве владеть искусством иконописи и реставрации. Художники Иконописной мастерской "Создавая наследие" вдохнули новую жизнь в тысячи образов, которые сегодня вновь радуют своим благодатным светом храмы и дома верующих людей. Мы продолжаем славные традиции самой крупной и чтимой на Руси школы православной иконописи – Владимирской, – а наши художники являются признанными во всем мире мастерами своего дела. 

Примеры выполненных нами восстановительных работ

До реставрации

До реставрации

После реставрации

После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации
До реставрации После реставрации

 

Причины старения икон и особенности их восстановления

Причины старения икон достаточно тривиальны. В первую очередь, это небрежное обращение с образом и его неправильное хранение. Окружающая среда, особенно влага, зной и пыль, деформация дерева и резкая смена температурных режимов влияют на иконы самым пагубным образом. Они тускнеют, темнеют, краска может потрескаться, а часть изображения – утратиться полностью. Первыми предвестниками старения иконы являются даже самые незначительные потемнения полотна и микроскопические трещинки на нём. Если вы обнаружили их на милом вашему сердцу образе – лучше заранее проконсультироваться в реставрационной мастерской, насколько эти изменения критичны.

Как уберечь икону от старения?

Многие причины старения икон можно предупредить заранее, если хранить любимый образ в специальном киоте. Киот – это особый деревянный убор, в который вкладывается икона. Он защищает её от механического воздействия, воды, копоти свечей и перепадов температуры. Помимо этого киот является красивым элементом оформления иконы и может быть создан с учётом интерьерных особенностей дома или храма, в котором будет пребывать образ.

Из чего состоит икона?

Чтобы осознать всю необычайную сложность реставрационного процесса, необходимо понимать, из чего состоит икона. Если посмотреть на неё «в разрезе», то будут видны следующие слои:

  • Доска: основа иконы.
  • Поволока: льняная ткань грубой пряжи, которой покрывают деревянную доску при наличии на ней трещин, неровностей и сучков. Как правило, поволока располагается под левкасом.
  • Левкас: особый грунт, состоящий из алебастрового порошка и животного (или рыбьего) клея, который тонким слоем наносится на доску-основание. Причём, чем тоньше этот слой (как правило, 0,5-6 мм), тем выше его прочность и долговечность.
  • Живописный слой: краски, позолота.
  • Защитный слой: лак, на древних иконах – олифа.
  • Загрязнения: пыль, слипшаяся с лаком, окислы и пр.

Все слои православного образа, за исключением загрязнений, подвержены своим изменениям и разрушениям. Когда реставратор приступает к работе, он должен тщательно оценить повреждения каждого из слоёв и проводить любые манипуляции с чётким пониманием того, что все «части» иконы взаимосвязаны друг с другом. Существует несколько видов реставрации. Каждый из них подразумевает разную степень вмешательства в «жизнь» иконы.

Виды реставрации икон

Сегодня выделяются два типа реставрации – музейная реставрация и восстановительная (коммерческая) реставрация. Последняя ставит своей целью возвращения иконе первозданного вида и подразумевает работы со всеми «слоями» образа. Такая реставрация включает восстановление утраченного слоя левкаса, поновление красок и позолоты (дорисовку утраченных фрагментов) и покрытие образа защитным слоем. Не смотря на то, что икона в итоге обретёт яркие краски и чёткость композиции, зачастую этот способ восстановления противопоставляют музейному.

Музейная реставрация направлена на консервацию «иконы» – то есть сохранение её в том виде, в котором она пребывает сейчас. Такой метод реставрации применяется для ценных памятников искусства. Он включает в себя укрепление доски, тонировку, и намного реже восстановление левкаса, частичное восстановление живописи и последующую консервацию образа.

В Иконописной мастерской "Создавая наследие" уверены, что бесценные памятники православного искусства не должны подвергаться заметному вмешательству реставратора. Мы стремимся к тому, чтобы икона не утратила своей первозданной уникальности и красоты, чтобы в ней прослеживалась не кисть современного художника, но мастерство, тепло и талант её создателя.

Технология музейной реставрации икон

Процесс восстановления иконы включает несколько основных этапов. Последовательность их выполнения может меняться и зависит от конкретного православного образа. Но в целом музейная реставрация подразумевает следующие работы:

  • Анализ текущего состояния иконы и составления плана реставрации. Реставратор оценивает физическое состояние иконы. Изучает особенности письма. Знакомится с историческим прошлым образа. Ещё раз изучает художественные особенности того периода времени, когда была написана икона, ищет её «современников» – иными словами, составляет полный «анамнез» образа, без которого просто невозможно приступить к реставрации.
  • Укрепление доски-основы. Доска «лечится» от биологических паразитов – грибков, бактерий, жучкой-точильщиков и других насекомых.
  • Укрепление или восстановление левкаса. В музейной реставрации повреждения левкаса чаще тонируются, чем восстанавливается. Делается это для того, чтобы не отвлекать внимание от самого ценного элемента иконы – живописи.
  • Удаление загрязнений (расчистка иконы). В этот круг работ входит «отмывание» тёмного налёта с образа, удаление частиц грязи и пыли, снятие старого слоя лака или олифы, а иногда – удаление поздних приписок. Существуют два вида расчистки – мягкая и грубая. Они проводятся с использованием разных растворителей и зависят от степени загрязнения иконы.
  • Укрепление красочного слоя. Это самая «нежная» часть иконы, которая более всего подвержена пагубному воздействию окружающей среды. Однако «слабым» местом является не сам красочный слой, а то пространство, где он соединяется с левкасом (грунтом, основой для красок). Со временем случается так, что часть красочного слоя «вспухает» и отходит от левкаса, и задача реставратора заключается в том, чтобы вернуть краски «на место». Делается это с помощью специального клея, который под давлением или с помощью шприца закачивается под вздувшиеся участки краски. Клей надёжно соединяет левкас с красочным слоем, при этом крайне важно отследить, чтобы краски не повредились и не сдвинулись.
  • Тонировка или восстановление утраченных фрагментов живописи и позолоты. Иногда мастер может прибегнуть к частичному восстановлению поврежденного живописного слоя, но вмешательство это будет практически незримым.
  • Консервация иконы. Покрытие образа защитным слоем лака.

Существует поговорка, что иконы не прощают ошибок. Для работы реставратора это самое верное утверждение. Неумелое вмешательство, нарушение технологического процесса реставрации, неправильная просушка, ошибочное определение художественных особенностей образа – верная смерть для иконы. У реставратора нет «второго шанса», чтобы исправить неточности своего труда, а потому доверить ценную икону можно только истинным профессионалам своего дела.

Реставратор икон – кто он?

Что объединяет выдающихся реставраторов современности – В.В. Филатова, Н.А. Баранову, В.Л. Кирикова, Д.М. Тюлина и других людей, благодаря которым сохранными остались сотни выдающихся памятников православного искусства? Какие качества являются необходимыми для профессионального реставратора?

  • Наличие высшего художественного образования, ибо без безупречного эстетического вкуса, понимания сути иконописной живописи, знания её истории и особенностей, заниматься реставрацией икон просто невозможно.
  • Опыт – лишь десятилетия усердной работы, непрерывная практика и глубокая вовлеченность в реставраторское дело позволяют не совершать ошибок в рабочем процессе и сохранять ценные иконы, продлевать их жизнь.
  • Искренняя любовь к своему делу, без которой невозможно представить деятельность реставратора. Ведь икона – это «живой» материал, который требует к себе соответствующего отношения: бережного, нежного, внимательного и терпеливого. Только те дела, которые делаются с любовью, могут привести к по-настоящему хорошему результату.
  • Талант, ведь реставрация икон – это творческий процесс, а потому мастер должен быть не только профессиональным и опытным, у него должен быть талант. Талант возвращать к жизни, талант не нарушать гармонии существующей иконы, талант сделать своё вмешательство практически незаметным…

Реставраторы из нашей иконописной мастерской, обладают всеми вышеперечисленными качествами, что подтверждают тысячи «оживших» благодаря их рукам образов. На территории всей России и даже далеко за её пределами пребывают иконы, над которыми наши мастера проводили долгие и кропотливые работы, и которое сегодня вновь радуют сердца православных людей. Доверьте нам дорогую вашему сердцу икону, и мы продлим её жизнь на много-много лет вперёд!



Ваше имя:
Ваш e-mail:
 

Бесплатная консультация реставратора

Ваше имя*:
Телефон*:
Ваш город:
Email:
Размер иконы*:
Текст сообщения*:
Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению!
Приложите фотографии иконы под разными углами в хорошем качестве:
Перетащите файлы в эту область или нажмите для загрузки изображений

Мы получили ваше письмо, спасибо!

В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.