На ваш вопрос отвечает о. Аркадий:
Брак в понятии христианском свят, когда люди венчаются и получают благословение Божье на всю свою земную совместную жизнь. Вот эти кольца обручальные, которые лежат на престоле во время венчания, а потом надеваются на руки молодым (или не очень молодым) венчающимся людям – они символизируют вечность, что эти люди будут вместе и в земной жизни, и в загробной, в вечности. Поэтому понятие «гражданского брака» - для нас оно совершенно непонятно и необъяснимо никак. В то же время, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» считают брак, зарегистрированный в ЗАГСе браком достойным, то есть он не церковный, но он, по крайней мере, зарегистрирован в ЗАГСе. А это сожительство, которое сейчас красивым словом придумали обзывать: «светский брак» или «гражданский брак» - это есть блуд, ничем не оправданный и неизвинительный. Поэтому – нравится это или не нравится людям, живущим в гражданском браке, - это есть блуд, это есть грех, в котором нужно каяться и исправлять ситуацию.
А венчаться нужно потому, что все важные дела в этой жизни мы должны совершать с благословением Божьим. Почему-то никто не сомневается, что надо крестить ребенка, когда он приходит в этот мир, чтобы он был членом православной церкви, был христианином. Почему-то никто не сомневается, что надо человека православного, усопшего, отпевать, препроводить его в загробную жизнь, завершить его земные подвиги молитвой, отпеванием. Но вот по поводу венчания очень много всяких заблуждений, сомнений, вплоть до того, что иные мужчины говорят: «Я еще поживу, а потом, на старости лет, обвенчаемся». Подразумевается, что «я буду грешить, а потом уж подведу такую черту – обвенчаюсь и святым войду в вечную жизнь». Конечно, это неглубоко, неправильно, не осмысленно, это какое-то потребительское отношение к Таинствам, такого допускать нельзя.