Дорогие друзья!
Мы продолжаем наш просветительский проект «7 Икон Православной Святости».
С некоторым опазданием мы поздравляем Вас с прошедшим праздником Днём Святой Троицы, Пятидесятницей.
Как видно из второго названия этого праздника, он совершается на пятидесятый день после Пасхи. Двойное название праздника отражает и две религиозные идеи заложенные в его содержании.
Христианское вероучение открывает нам понятие о едином Боге, который существует в трех лицах: о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. При этом Богов не три, а один. Для рационального мышления этот догмат фактически непостижим. Мы, христиане, верим в тайну святой Троицы на основании Божественного Откровения. Сам Иисус Христос, посылая своих учеников-апостолов на проповедь сказал им: «идите, научите все. народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», (от Матфея гл. 29 ст. 19). В другом Евангелии апостол Иоанн Богослов также ясно свидетельствует не только о троичности Бога, но и об абсолютном равенстве Божественных Лиц между собой: «Три свидетельствуют о небе (т. е. о Божественности Сына Божия): Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино (от Иоанна гл. 5 ст. 7). Апостол Павел обращаясь к коринфским христианам, говорит: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2-е послание к Коринфяном гл. 13 ст. 13).
Косвенным объяснением этой непостижимой тайны Божества могут быть примеры из жизни мира, который являясь творением Божиим, убеждает нас в троическом единстве Творца. Например: речь у всех народов земли имеет три лица я (мы), ты (вы), он (они): время имеет прошлое, настоящее, будущее; состояние матери: твердое, жидкое и газообразное; весь разнообразный спектр цветов слагается Их трех основных цветов: красного, синего желтого; человек проявляет себя через: мысль слово и действие; сам человек есть триединство — состоит из тела, души и духа; спасение нашей достигается путем следования трем христианским добродетелям: вере, надежде и любви и так далее.
Итак, понять тайну святой Троицы можно только сердцем, через искреннюю веру в догматы Православной Церкви.
Другое название этого праздника — Пятидесятица. Прочитав пятую по счету книгу Нового Завета — книгу Деяний святых апостолов, мы узнаем о сошествии Святого духа на учеников Иисуса Христа в пятидесятый день после Воскресения из мертвых Христа Спасителя.
В этот день апостолы вместе с Божией Материю находились в одном доме в Иерусалиме. Вдруг сделался шум с неба, как бы от сильного урагана, и наполнил дом. В это же время появились язычки пламени и остановились по одному над каждым из апостолов. Все получили обильный дар Святого Духа и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обещанию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
По случаю ветхозаветного праздника Пятидесятицы, который проходил в Иерусалиме этот же день, в городе собралось очень много людей из разных стран. К ним со своей первой публичной проповедью обратился апостол Петр. Апостол поведал многочисленной толпе, что только что на учеников Иисуса Христа сошел Дух Святый и самым убедительным доказательством этому служила необычайная способность апостолов проповедовать на всех языках того времени. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол сказал: «итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали и по призыву апостола изъявили желание креститься. Уверовавшие в Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек.
Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться при помощи Божией; число верующих день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Сожнем, о Его страданиях за нас и о воскресении из мертвых. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по различным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедывания учения христианского, апостолы посвещали епископов, священников и диаконов.
Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в святом таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после таинства Крещения.
Итак, праздник этот заключает в себе двойное торжество — и в прославлении святой Троицы и в прославлении Святого Духа, видимо сошедшего на апостолов.
Первый день Пятидесятицы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу святой Троицы; и этот день верующие называют Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется он Духовым днем.
Особенностью богослужения этого праздника является Троицкая вечерня, которая совершается сразу после обедни: на этой вечерне все молящиеся первый раз после Пасхи встают на колени и слушают продолжительные по времени и умилительные по содержанию молитвы святого Василия Великого. В них мы исповедуем грехи наши перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об умерших наших братьях и сестрах, да упокоит их Господь в небесном отечестве.
В Троицу принято украшать церкви в свои жилища зелеными веточками и цветами, и самим стоять в храме с букетом ветвей и цветов. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами обозначается во-первых нашу веру в созидательную силу Жизньдающего Духа, а во-вторых обозначается посвящение Богу начатков весны.
Иконография. ПЯТИДЕСЯТНИЦА. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПРАЗДНИК СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ (переходящий праздник).
Удивительно само троичное название праздника, который связывает ветхозаветные и новозаветные времена, знаменует собой начало Церкви Христовой, показывает Промыслительное действие в мире Единого Триипостастного Бога. В этот день явился обещанный Богом Сыном Бог Дух Святой, этот день является выдающимся актом попечения Бога о роде людском. Отныне просвещенный Духом Святым человек готов к распространению евангельской проповеди о спасении.
...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8).
Описание этого события находится в книге Деяний, во второй главе.
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещеватъ (Деян. 2, 1-4).
Композиционная схема иконографии праздника, ранние образцы которой дошли до настоящего времени в виде книжных миниатюр в Евангелии Рабулы (VI век) и в кодексе Григория Назианзина (IX век), хотя и имеет вполне устоявшийся вид, но отличается деталями, которые придают изображению различные оттенки богословского содержания.
В центральной части иконы, симметрично, по дуге, расположены фигуры апостолов по шесть слева и справа. Удивительно, что на вершине составленной из фигур дуги изображены апостолы Петр и Павел. Согласно книге Дяний, Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице. Почему же он изображен на иконе? Ответ в том, что икона являет нам не хронологически верное историческое свидетельство праздника, а его духовную суть. Сошествие Духа Святого на апостолов - начало христианской Церкви как сообщества всех объединенных верой и стремлением к спасению людей - и живущих, и ушедших из земной жизни. Поэтому вполне обосновано появление на иконе праздника святого провозвестника слова Божия - апостола Павла, апостола, без которого немыслимо было бы создание и торжество христианской Церкви.
Слева и справа от апостолов изображены палаты. Как правило, они не соединены велумом - он мешал бы изображению огненных языков, отображающих Духа Святого, нисходящего из небесного полукруга.
В нижней, центральной части иногда изображают закрытую дверь с закругленным верхом - образ затворенной от внешнего мира горницы, в которой свершается великое таинство. К примеру, подобное изображение можно встретить на знаменитых вратах Рождественского собора в Суздале (XIII век). В других случаях в полукруглом проеме нижней части изображают, согласно книге Деяний, собрание народов.
Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их, говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта иАсии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деян. 2, 6-12).
На многих изводах, в проеме с закругленным верхом, на темном фоне изображен старец в короне, держащий на руках плат, на котором находятся двенадцать свитков. Свитки есть также и у одиннадцати апостолов, а в руке апостола Павла традиционно изображена книга в виде кодекса. Старец в короне - это символическое изображение мира, космоса, вселенной.
На некоторых иконах Пятидесятницы, в верхней части композиции, среди апостолов встречается и изображение Богородицы. Такие иконы получают распространение с XVI века. Основанием для подобной иконографии служит упоминание о присутствии Богоматери в Сионской горнице - все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян. 1, 14), а также сочинение преподобного Симеона Метафраста (X век) «Житие Богородицы», которое получило широкую известность именно в этот период времени.
Следует заметить, что до сих пор существуют споры о том, уместно ли в иконе, называемой «Сошествие Святого Духа на апостолов», делать значительный акцент на изображении Богородицы, не нарушается ли при этом основной смысл праздника? Ведь считается, что Она, по словам протоиерея Сергия Булгакова, «имела Свою личную Пятидесятницу в Благовещении, когда сошел на Нее Дух Святой».
Леонид Александрович Успенский пишет, что «поскольку Пятидесятница есть обожение человека, то первая из всех обожженных -несомненно, Богоматерь. Основываясь на этом, некоторые оправдывают Ее изображение в Пятидесятнице как образ первого человека, достигшего полного единения с Богом, как вершину человеческой святости. Но, конечно, личный подвиг Богоматери - единственный и не может сравниться ни с каким другим человеческим подвигом. Икона же Сошествия Святого Духа есть образ Церкви с ее таинствами, учением, установлениями и святостью, т. е. образ нормы. И в этом плане Богоматерь, в силу Своего Богоматеринства, не может стоять на одном уровне с другой, хотя бы даже апостольской святостью. Пресвятая Богородица является исключением, а не нормой: Она не в ряду со всеми, а над всеми».
Единого мнения нет, но справедливости ради следует отметить, что уже в древности, на миниатюре сирийского Евангелия Равулы, среди апостолов изображена Божия Матерь. Характерно, что на этой миниатюре присутствует также изображение голубя, от которого нисходит на главу Богородицы огненный язык.
Второе духовное значение такого события, как Сошествие Святого Духа на апостолов - это завершение того откровения Бога о Самом Себе, которое Он предназначил для человека. В этот день в мир, к людям, в Церковь сошел Бог Дух Святой - третье Лицо Пресвятой Троицы. По рассуждению святителя Василия Великого, человек, «привлекший Духа, привлекает вместе и Сына и Отца». Поэтому празднику Пятидесятницы соответствует также икона, называемая «Троица Ветхозаветная».
Иконография иконы появилась на основе другого, более раннего извода, который называется «Гостеприимство Авраама» или, иначе, «Явление трех Ангелов Аврааму». В книге Бытия, в восемнадцатой главе содержится описание явления Господа в виде трех странников праотцу Аврааму.
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18,1-8). К древнейшим образцам иконографии «Гостеприимство Авраама» можно отнести фреску в катакомбе Виа Латина, IV века, а также мозаику первой половины VI столетия, которая находится в алтаре церкви святого Виталия в Равенне. В после-иконоборческий период этот сюжет получает широкое распространение и в Византии. На Руси подобные изображения появляются уже с XI века -примером может послужить фреска Софийского собора в Киеве.
Характерной особенностью композиции «Гостеприимство Авраама», наряду с центральным изображением трех крылатых Ангелов с нимбами, является и изображение Авраама, Сарры и слуг, закалывающих жертвенного тельца. Иногда изображений слуг нет, а праотцы Авраам и Сарра изображены среди Ангелов, за их спинами. На некоторых изводах праотцы изображены в окошках палат на заднем плане или на переднем - перед столом, за которым восседают Ангелы.
Основной богословский смысл иконографии «Явление Аврааму трех Ангелов» заключается в обетовании, данном Аврааму Господом: От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем (Быт. 18, 18-19).
Совсем другое значение имеет иконография «Троица Ветхозаветная». Возникшая в Византии и не имевшая поначалу самостоятельного значения, эта иконография получила окончательное осмысление в древнерусском иконописании. Образцом подобной иконографии служит совершенная и по богословию, и по своим художественным достоинствам икона преподобного Андрея Рублева. Она написана предположительно в 1423-1427 годах для иконостаса Троицкого собора Лавры преподобного Сергия.
На иконе нет Авраама, Сарры и слуг, приготовляющих трапезу. Центральное место отведено трем крылатым Ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья, характерное изображение стоп ног, палаты, древо и горка на заднем плане - все это образует своеобразный композиционный круг. И выражение ликов Ангелов, и гармоничное единство всех элементов иконы, и ее колорит доносят до предстоящего перед образом ощущение покоя, Божественной упорядоченности и согласия. Это мир, где нет места хаосу.
Икона являет уже не сцену посещения Господом Авраама и Сарры, а предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия - Бога Слова, для спасения человечества от вечной смерти. В центре иконы помещена стоящая на столе, а правильнее сказать -на престоле, чаша, с головой жертвенного тельца. Левый Ангел благословляет чашу правой рукой, центральный также совершает благословляющий жест, который одновременно можно истолковать как жест нисхождения в саму чашу, а правый Ангел со склоненной головой и опущенной вниз ладонью как бы дает молчаливое согласие на все совершающееся на таинственном и непостижимом для людей совете Святой Троицы. Традиционно считают, что облаченный в синий хитон и вишневый гиматий с клавом центральный Ангел символизирует собой Иисуса Христа.
На некоторых поздних повторениях рублевской иконы изображали даже крестчатый нимб вокруг головы центральной фигуры.
Стоглавый Московский собор 1551 года дал следующее определение по поводу подобных икон: «У Святой Троицы пишут перекрестье ови у среднего, а иные у всех трех. А в старых писмах и в греческих подписывают "Святая Троица", а перекрестье не пишут ни у единого. А иные подписывают у среднего "ИС ХС Святая Троица". И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, а подписывать "Святая Троица". А от своего замышления ничтоже претворяти».
Однозначно сказать о том, кого именно из Лиц Святой Троицы представляют фигуры Ангелов, нельзя.
Есть весьма распространенное и убедительно обоснованное мнение, что центральный Ангел символизирует и Бога Отца, и воплощенного Богочеловека Иисуса Христа одновременно.
К примеру, Ю. Малков в статье «"Святая Троица" преподобного Андрея Рублева» пишет: «...с достаточной уверенностью можно утверждать, что преподобный Андрей, стремясь передать неразрывное единство Ипостасей при обязательном Их различении, не мог не отразить в своей иконе... нераздельность-неслиянность. При этом он, в соответствии со всей святоотеческой традицией, сознательно представил образ Отца через образ Сына-по евангельскому слову: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Более того, Рублев, смог непосредственно иконографически-художественными средствами выразить эту символическую традицию восприятия Сыновнего образа как "замещающего" образ Отца, что, естественно, всегда подразумевалось православным сознанием...».
С уважением,
Настоятель Храма Василия Великого, отец Аркадий
Коллектив Гильдии иконописцев города Владимира
+ 7 (495) 743 32 48
+ 7 (903) 743 32 48
www.ikonu.ru
info@ikonu.ru
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.