Предлагаем Вашему вниманию интервью в Православном деловом журнале «Благоукраситель» с протоиереем Аркадием, настоятелем храма святого Василия Великого села Борисовское, при котором работает Гильдия иконописцев г. Владимира и художественным руководителем мастерской Ивановым Олегом.
Иконопись — дело непростое. Помимо мастерства, оно требует от изографа особой духовной чуткости, благоговения — того, что достигается только долговременной жизнью в лоне Православной Церкви. Поэтому особенно отрадно, когда иконописные мастерские работают под непосредственным духовным окормлением священнослужителей. Предлагаем вашему вниманию интервью с протоиереем Аркадием, настоятелем храма свт. Василия Великого села Борисовское, при котором работает Гильдия иконописцев г. Владимира, и художественным руководителем мастерской Ивановым Олегом.
— Отец Аркадий, расскажите, пожалуйста, о Гильдии иконописцев, работающей при вашем храме. Как все начиналось? Как строится соработничество иконописцев и храма?
— Началось все с того, что в наш храм стала приезжать из Владимира на богослужения одна благочестивая семья. Когда я узнал, что родители — художники, то попросил их отреставрировать запрестольный крест из алтаря. Олег и Наталья отнеслись к этому поручению очень старательно и, к моему удивлению, наотрез отказались от платы за свой труд. Храм наш восстанавливается уже на протяжении пятнадцати последних лет, поэтому вскоре пришлось снова обратиться к художникам. Иконописью Ивановы занимались давно и профессионально, оба они выпускники Суздальского художественного училища. Поэтому, восходя от силы в силу в духовной жизни, они с Божией помощью достигли такого уровня, что им по плечу стало организовать гильдию и руководить иконописцами. Со своей стороны, я за них молюсь и что-то иногда подсказываю, а также освящаю церковной молитвой все их произведения. Сегодня Гильдия представляет собой коллектив, в котором осуществляется как написание новых икон, так и реставрация и поновление старинных образов.
— В Гильдии работают воцерковленные люди? Ведь труд иконописца требует не только таланта и мастерства, но и обращенности к Богу, укорененности в православной традиции…
— Не буду лукавить и говорить, что все сотрудники Гильдии — люди глубоко верующие. Все организационные и творческие вопросы решают супруги Ивановы, они же по большей части и занимаются воспитанием своих подчиненных. Есть требования канонического характера, касающиеся труда иконописца, которые неукоснительно соблюдаются всеми работниками иконописной мастерской. А в остальных аспектах духовной жизни одни свободны, ведь нельзя же заставлять всех ходить на исповедь ко мне только потому, что Гильдия работает по моему благословению. Конечно, внутреннее состояние мастера проецируется на уровень его живописи, поэтому иконописец должен быть воцерковленным, убежденным верующим человеком. Этим объясняется то, что в Гильдии практикуется четкое разделение функций: более сложные фрагменты икон, особенно лики Господа, Божией Матери и святых доверяют писать более опытным в духовном отношении сотрудникам, а одежду, фон и прочее — менее углубленным в вероучение. Так, кстати, было и раньше, — достаточно вспомнить атмосферу иконописной артели в «Запечатленном Ангеле» Лескова.
— Олег, скажите, какие иконы сегодня приходится писать чаще всего?
— В своей работе мы выделяем два основных направления. Во-первых, это иконы для семейных иконостасов: мерные, именные, семейные иконы, традиция их написания сейчас восстанавливается. Во-вторых, в своей работе мы уделяем огромное значение написанию храмовых икон. К нам поступают заказы, как на отдельные работы, так и на роспись целостных иконостасов. На сегодняшний день, иконы, написанные нашей Гильдией иконописцев, украшают десятки храмов по всей России.
— Дмитрий, что такое Гильдия иконописцев, сегодня?
— Гильдия иконописцев г. Владимира это объединение иконописцев, художников близких по духу профессионалов, создающих своими руками частичку нашего общего наследия — православную икону. Специалисты нашего объединения начали свою работу в 1979 году и вот уже почти 30 лет, занимаются развитием Владимирской школы иконописи. За плечами мастеров тысячи написанных икон, сотни реставрационных работ и десятилетия кропотливого труда, отданные на проникновение в тайну написания православной иконы.
— Отец Аркадий, какому стилю в иконописи Вы посоветовали бы отдать предпочтение тем, кто занимается благоукрашением нового храма, реставрацией старинного?
— Я не искусствовед, а верующий человек, поэтому отдать предпочтение какой-то иконописной традиции для меня затруднительно. Полагаю, что в случае восстановления старинной живописи надо сделать все возможное, чтобы сохранить старое и в том же ключе дописать недостающее новое. А когда храм расписывается заново, то выбор иконописного стиля определяется вкусом и уровнем художественной культуры людей, которые служат в этом храме и тех, кто его посещает. В нашей Гильдии стараются придерживаться древнерусских канонических иконописных традиций, но иногда по просьбе заказчиков пишут и в академической реалистичной манере.
Беседовала Алина Сергейчук www.rusiz.ru
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.