Итак, чем лавра отличается от монастыря?
Итак, почему в изобилующей монастырями земле русской (в ноябре 2017 в России насчитывалось 462 мужских монастыря) лаврами называются только два – Троице-Сергиева лавра и Александро-Невская. И, как мы договорились в первой части, возьмём для рассмотрения еще две украинских лавры: Киево-Печерскую и Свято-Успенскую Почаевскую.
1. Сам перевод с греческого проливает свет на эту загадку: монастырь – «уединение», лавра - «людное место» или «городской квартал». То есть, если вообще ничего не знать ни о монастыре, ни о лавре, знаток греческого уже мог бы понять, что лавра – место более многолюдное и оживлённое. К тому же монастыри, оказывается, бывают двух видов – общежительные или киновии, что в переводе – совместная жизнь, общежитие, и особножительные или идиоритмы (особый, своеобразный). В первом случае желающие уединиться для монашеского подвига не имеют даже личных вещей – все общее, а во втором общим является только кров и распорядок служб, а имущество и образ жизни – личное дело каждого монашествующего. Лавры в большинстве своем исторически пошли по второму пути.
2. Лавры не обеспечивают себя натуральным хозяйством. Никто не пашет, не доит, не сеет. Послушания, конечно, есть: в большинстве лавр находятся разнообразные ремесленные мастерские, но они нужны не для выживания обителей, а скорее для дополнительных доходов.
3. Миссионерская деятельность у насельников лавр, как центров интересов и паломников, и абитуриентов духовных школ, и любителей истории, в разы больше, чем у обычных монахов. Интересно, что в Киево-Печерской Лавре на северной стене Троицкой надвратной церкви изображена композиция "Крещение эфиопа апостолом Филиппом"- мне кажется, это как раз иллюстрация этой мысли.
4. На территории каждой лавры есть духовные школы: в Почаевской лавре - семинария, во всех остальных – и семинарии, и Духовные Академии. Интересно, что Петр I, который, монашество не любил, считал, что оно паразитирует на государственной шее-вые и даже издал причудливый указ о сборе с церквей и монастырей четвертой части веса колокольной меди для литья пушек, главным образом не мог смириться с необразованностью, «неотесанностью» как монахов, так и священников. Поэтому Троицкий Александро-Невский монастырь был задуман им как образец с одной стороны лечебно-исправительного (там предполагались приют для увечных и отставных воинов, госпиталь, где трудятся иноки, лечебницы для душевнобольных и для принудительного лечения пьяниц – как современны царские мечты!), с другой – образовательного учреждения, воспитывающего «надежду архиерейства». Лечебно-исправительная идея не осуществилась, зато удалась образовательная – и сегодня на территории Лавры находятся Санкт-Петербургские Духовные школы. Кстати, в допетровское время священнослужителями становились только по наследству, т.е. шансов жить по призванию не было ни у тех несчастных «поповичей», которые не хотели быть священниками, ни у тех, кто, наоборот, чувствовал Божий призыв к этому поприщу. Петр этот порочный круг разрывает, и теперь учиться в семинариях может каждый желающий.
Это те общие безусловные пункты, которые удалось обнаружить при довольно беглом знакомстве с лаврами. Конечно, каждая лавра имеет свои особенности, свою атмосферу, свои святыни и предания, но это уже предмет наших дальнейших расследований.
И лавры, и монастыри – Отечества богатыри.
Но чем-то отличаются – и тайна не кончается.
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.