Дорогие друзья!
Мы продолжаем наш просветительский проект «7 Икон Православной Святости».
В эти дни мы отмечаем Покров Пресвятой Богородицы.
Этот праздник не является двунадесятным, но несмотря на это особо почитается православными христианами. Дата его постоянна — 14 октября.
Священное событие, которое Церковь вспоминает в этот день — это чудное явление Матери Божией в середине X века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза (одежда) Богоматери. В этой церкви хранились особо почитаемые в христианском мире реликвии, связанные с земной жизнью Богоматери: Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, 1 октября, во время всеношного бдения (богослужения продолжавшегося всю ночь), когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Божию Матерь, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой Иоанн Богослов сопровождали Царицу небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу (главному месту в алтаре, на котором совершаются священнодействия), продолжала молиться. Закончив молитву, Богородица сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «более лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Матерь Божия просила Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но взяв его с Собою, Она оставила, благодать, бывшую там. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский путешественник дьяк Александр видел в этой церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Парадоксально, что Греческая Православная Церковь не знает этого праздника.
Зато Русская Церковь издревле установила особый праздник в честь этого события. Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери явились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен и 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь). В Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери на Красной площади (известный более как Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи, в церковной молитве, составленной для этого праздника, есть такие слова: «Помяни нас во Tвоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умноже грехов наших, покрый нас от всякого зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
На Урале есть одна особенность, связанная с Покровом Божией Матери: в последнюю субботу перед 14 октября совершается богослужение Покровской родительской субботы, которого нет в общеупотребительном церковном календаре, но которое является благочестивым местным обычаем и поэтому не противоречит церковным канонам. На этом богослужении мы возносим сугубую, усиленную молитву о упокоении преждеусопших православных христиан.
Иконография покрова пресвятой Богородицы:
В тропаре праздника Покрова верующие, обращаясь к Богородице просят: « ...умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла». В этих словах выражена надежда православных христиан на то покровительство роду человеческому, которое оказывает Приcтилище сирых и странных Предстательнице — Пресвята Богородица.
О таком заступничестве за людей перед Богом свидетельствует чудо, произошедшее во Влахернском храме Константинополя в X столетии. Константинополь в это время был осажден войсками сарацинов. Жители, собравшись в храме, где с V века находилась величайшая святыня — мафорий (головной плат) Божией Матери, совершали Всенощное Бдение и молили Господа о спасении от врага. Святой Андрей, Христа ради юродивый (память 15 октября по новому стилю), славянин по происхождению, увидел, как Сама Пресвятая Богородица в сопровождении ангелов и святых вошла в храм по воздуху, стала перед престолом и, склонив колени, долгое время пребывала в молитве. Затем Она обернулась к народу, сняла Свой мафорий и распростерла его над молящимися. Блаженный Андрей обратился к своему ученику Епифанию и спросил, видит ли тот это чудесное явление. Епифаний ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь».
Так свидетельствует Священное Предание. Память о чуде, совершившемся 1/14 октября долго сохранялась в стенах Влахернского храма, так и не став общецерковным праздником для всей Греции.
На Руси же, благодаря содействию благоверного князя Андрея Боголюбского, празднование Покрова Божией Матери получило широкое распространение. Находящийся под особым покровительством Небесной Заступницы, православный люд Святой Руси смог во всей полноте осознать и оценить истинное значение чудесного явления, бывшего в Константинополе, и с 1165 года праздник Покрова стал общерусским. Под непосредственным руководством святого князя Андрея был построен в том же году первый Покровский храм на Руси — церковь Покрова на Нерли, который известен всему миру и как выдающийся памятник древнерусского зодчества.
Иконография праздника разрабатывается именно на Руси и окончательно складывается к XIII веку. Существуют два иконографических типа изображения праздника — один принадлежит новгородской иконописной традиции, а второй — ростово-суздальской.
На новгородских иконах в центре композиции внутри храма помечена Божия Матерь. Руки Богородицы воздеты в молении (в иконографии такое положение рук называют жестом адорации). Покров над Ее головой держат Ангелы. Над покровом — Спаситель, благословляющий всех собравшихся в храме. В нижней части иконы изображены закрытые Царские врата. Справа от врат — Андрей, Христа ради юродивый, который называет на чудесное явление Епифания. Слева-святой Иоанн Предтеча и апостолы. На некоторых иконах новгородской школы изображают святителей и Архангелов. Их фигуры обычно помещают слева и справа от Богородицы, над апостолами и святым Андреем
В ростово-суздальской традиции, которую затем переняла и московская, Богородицу изображают на фоне храма с покровом, который Она держит в руках. Слева и справа от Нее — Ангелы и святые, Андрей, Христа ради юродивый с Епифанием, сзади — молящийся народ. Характерная деталь: на переднем плане, ниже Богородицы, изображен святой Роман Сладкопевец — автор песнопений, посвященных прославлению Богоматери.
Почему святой, земная жизнь которого проходила в шестом веке, представлен на иконе, изображающей событие века десятого?
Во-первых, икона — не живописное полотно, иллюстрирующее с исторической и этнографической точностью конкретное событие. Икона передает при помощи особого изобразительного языка духовную суть события. Роман Сладкопевец потому и явлен на иконе Покрова, что он своим творчеством во многом открыл православным христианам истинное понимание роли Пресвятой Богородительницы в многотрудном деле спасения всего человечества.
Во-вторых, икона отвергает привычное представление о времени и пространстве. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому на иконе, все разновременные события могут происходить одновременно. Следуя этому принципу и явлено нам на иконе Покрова еще одно чудо Пресвятой Богородицы — чудо обретения голоса Романом, которое произошло, по преданию, в Софийском храме в присутствии патриарха и императора. Их фигуры также появляются на иконах ростово-суздальской школы.
В иконописном подлиннике дано такое описание иконы праздника: «Церковь стоит о пяти верхах, за нею посторонь полата, в церкви стоит Пресвятая Богородица, молится Сыну Своему и Богу, над Нею Спас во облаке, в левой руке свиток, а в нем написано: Царю небесный. Сыну Мой и Боже Мой, пришли, всякого человека, призывающаго Имя Твое и Мое на всяком месте, и прослави, а другою благословляет, два херувима красные, над Пресвятою амфор сиречь покров, киноварь златом прописана, а держат за концы два ангела, а под ногами у Пресвятой двери царские, против амбон, а на амбоне стоит Роман певец млад, риза киноварь, испод лазорь, а в руце свиток, а в свитке: Девая днесь предстоит, на правую страну Пречистой лик пророческий со Предтечею, а по левую страну лик апостольский со Иоанном Богословом, а за ним лик апостольский и мученический и преподобных отец, и вси святии около амбона, а по левой руке амбона стоит святой Андрей юродивый, власы его Авраамовы, правою рукою, указывает Епифану Святую Богородицу. Епифаний млад, аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь».
Таким образом, в поздней иконографии Покрова соединены два события, которые произошли по милости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы — спасение верующих от врагов христианства и дарование голоса будущему творцу духовных песнопений.
Бытующее мнение светских искусствоведов о том, что в основу композиции иконы праздника положен обряд поднятия мафория Божией Матери над Ее иконой, который совершается во Влахернском храме во время Всенощного бдения — мнение сугубо мирское и ничего общего не имеющее ни с высокой духовной сущностью празднуемого события, ни с глубоким богословским смыслом иконографии Покрова Божией Матери.
Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления (Пс. 31, 21).
С уважением,
Настоятель Храма Василия Великого, отец Аркадий
Коллектив Гильдии иконописцев города Владимира
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.