«Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» - изречение, традиционно приписываемое Киприану Карфагенскому, на первый взгляд отталкивает своей категоричностью и даже жестокостью по отношению к тем людям, которые ищут подход к выстраиванию взаимоотношений с Богом и Церковью. Но так ли все однозначно?
События в истории России ХIХ-ХХ веков привели к обмирщению Православия, и только в конце девяностых годов ХХ века началось постепенное духовное возрождение России. Люди стали стремиться к своим корням с новой силой. Помню, как бабушка впервые привела меня в Церковь на Пасху, мне было 6 лет, как и мои родители я была некрещёная. Годы шли, взрослела и я, школа, университет, работа, путешествия, и вот мне уже 23. Никаких сомнений в существовании Бога я не испытывала, стремилась быть достойным человеком в христианском понимании. Молилась обычно своими словами, иногда читала «Отче наш», а в минуты особенной скорби или страха вспоминала Псалом 90, которому научила меня когда-то бабушка. Принять крещение собиралась «когда-нибудь», в Церковь ходила за компанию «свечку поставить» или «на праздник». И тогда я, конечно, не представляла каким будет это «когда-нибудь».
Через год после замужества у меня диагностировали лимфому Ходжкина. Врач на повторном приеме встретил меня словами: «Девушка, у вас рак. Все не очень запущено, но советую поторопиться». Не углубляясь в детали, все мои родные, друзья и я, разумеется, были в шоке. Но Господь и теперь пожалел меня по Своей великой милости, потому что по сути находясь в состоянии отчаяния, я вдруг поняла, что сделаю все, что требуется от меня, а то, что не под силу мне усмотрит Он. С таким настроем я оказалась в гематологическом отделении, где мне предстояло пройти 8 курсов химиотерапии.
Лечение проходило тяжело, но успешно. Обстановка в таких учреждениях весьма специфическая, утром ты говоришь с человеком, а вечером его уже нет рядом с нами. Именно поэтому священники посещали больных как по просьбе, так и по своему собственному желанию. В один из майских дней к моей соседке по палате пришел отец Владимир, служивший в Храме при больнице. Она уже не ходила, поэтому мы все вышли из комнаты, чтобы они могли спокойно побеседовать. После нашей палаты он посетил другую, затем третью и, возможно, еще несколько. Многие пациенты ждали своей очереди, чтобы задать вопрос или попросить благословения, и он никому не отказывал. В июне в такой очереди стояла я и собиралась задать всего один вопрос.
«Отец Владимир, знаете, я стараюсь без ропота принимать то, что со мной происходит. Но здесь каждый день кто-то умирает, и теперь я тоже боюсь умереть… Как мне с этим быть?» - облекла в слова я тот самый вопрос, и услышала в ответ фразу, которая разом расставила всю пунктуацию в моих рассуждениях. Он сказал спокойно и с улыбкой: «Не так страшно умереть, как страшно умереть некрещёной!». После этого, конечно, мы долго еще говорили. Я рассказывала о своем религиозном опыте «без Церкви», и он искренне удивлялся тому, что люди абсолютно добровольно лишают себя великой целительной силы церковных Таинств. С того дня мысли мои были заняты заботой не столько о собственном теле, сколько о душе, которая требовала исцеления в первую очередь.
После принятия мной Святого Крещения прошло шесть лет и теперь я удивляюсь, как и тот священник. Ведь покаяние во время исповеди и благодать, полученная в Таинстве Евхаристии есть ни что иное как лекарство. Это лекарство врачует духовные и телесные недуги, причем абсолютно бескорыстно! Исповедуя свои грехи, мы очищаем пространство внутри себя, причащаясь - наполняем это пространство, но уже благодатным содержимым. Молитвенное единение верующих во время Литургии являет собой еще более величественную силу, «ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Безусловно, человеку довольно страшно погружаться в среду, знакомую только теоретически. Страх оказаться невеждой в стенах Церкви, небезызвестные бабушки с замечаниями и порой недобрым отношением, незнание обряда — это только шаги, а отнюдь не преграды на пути к воцерковлению. Но первый шаг на этом пути каждый из нас должен сделать добровольно, ведь Церковь ни что иное, как дом Господень, поэтому нам всегда нужно помнить о том, что все люди, находящиеся в нем, такие же грешники, как и мы, ищущие Бога. Отвержение человеком Церкви равносильно отвержению матери только лишь по причине того, что мать воспитывает, на основе своего опыта стремится оградить нас от ошибок, ведущих в погибель. Но наравне с воспитанием мама всегда одаривает нас заботой, любовью и лаской, правильным и своевременным советом, прощает наше малодушие и проявляет терпение. Так и Церковь призвана нам в помощь, утешение и назидание, нужно только повернуться ей навстречу.
В моем случае жизнь «до» и «после» воцерковления значительно изменилась, потому что я обрела главное — духовную цель. Такой целью стало Спасение, которое возможно только в Церкви, потому что самостоятельно превозмочь силу греха для меня задача невыполнимая. Так и тем, кто находится в сомнении, я желаю ощутить полноту христианской жизни и врачующую мощь церковных Таинств, пусть каждой духовной сироте отворится дверь материнского дома.
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.