Слева от Царских врат находилась икона Смоленской Божией Матери Одигитрии (список иконы Успенского храма в Смоленске). По преданию первообраз святыни был написан самим Апостолом Лукой для Антиохийского царя Феофила, а позже перенесён в Константинополь, где прославился спасением города во время осады. Одна из версий наименования иконы гласит, что однажды Сама Богоматерь привела двух слепцов во Влахернский храм Константинополя к Своему образу и там даровала им прозрение, поэтому стали именовать образ Одигитрией (Путеводительницей), а после икона часто сопутствовала византийским императорам в походах. Первый русский список иконы был помещён в Успенский храм в Смоленске Владимиром Мономахом и также явил многие чудеса, в том числе и спасение Смоленска от нашествия Батыя в XIII веке.
Также в Соборе присутствовали захоронения сестёр Петра I (Софьи, Евдокии и Екатерины) и его первой жены Евдокии (а в подклете можно найти еще более пятидесяти захоронений, большинство из которых принадлежит царским и боярским особам).
Атмосфера была неповторимая, несмотря на пронизывающий холод (храм является летним и не отапливается), мне совершенно не хотелось покидать его. Словами не передать того великолепия, которым я была охвачена тогда, хотя меня достаточно трудно удивить.
После посещения храма я долго прогуливалась и наслаждалась видом монастырского ансамбля, думая о том, что нужно обязательно вернуться сюда в середине лета (было только начало июня), когда сама природа подчеркнёт всю его красоту цветением и благоуханием. На следующий раз я также приберегла посещение других монастырских церквей, которые по-своему не уступают главному Собору. И перед тем, как снова погрузиться в пучину мирской суеты, которая неминуемо ждала меня за пределами монастырских стен, я поймала себя на мысли, что за пять веков существования Новодевичьего монастыря сменялись и монархические династии, и политическое устройство государства, шли жесточайшие войны и сражения, менялась сама жизнь и настроения народа, а он, как и изначально, стоит непоколебимой твердыней, напоминая о нашем прошлом, но уверенно указывая дорогу в желаемое будущее, такое понятное и одновременно невероятно сложное – дорогу к Вечной Жизни… Вот так неожиданно обычный вечер превратился для меня в маленькое, но неповторимое путешествие, в которое я желаю отправится и Вам.
Потом я узнала, что на ряду со Смоленской иконой Божией Матери в монастыре находятся и другие святыни:
Иверская икона Божией Матери (список иконы Иверского монастыря на Афоне, сделанный Ямвлихом Романовым по просьбе будущего Патриарха Всея Руси Никона в 1648 году);
Тихвинская икона Божией Матери (список иконы Тихвинско-Богородице-Успенского мужского монастыря);
Владимирская икона Божией Матери (точная копия иконы, находящейся в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее, которая была дарована Юрию Долгорукому в XII веке Константинопольским Патриархом Лукой Хрисовергом);
старинный образ святителя Николая Чудотворца (XVII век) с частицей его мощей и икона «Неупиваемая Чаша» (список чудотворной иконы Покровского храма Серпуховского Высоцкого монастыря).
И напоследок приведу несколько интересных фактов:
В 1922 году монастырь, как и многие другие, был закрыт, но во время Великой Отечественной Войны богослужения в храме возобновились (до этого в зданиях монастыря находился Государственный музейный фонд), в 1944 году здесь были открыты Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы, а также Издательский Отдел Московской Патриархии. И только в 1994 году восстановилась монашеская жизнь.
Новодевичье кладбище, давно вышедшее за ограду монастыря, широко известно на ряду с Некрополем у Кремлевской стены и Ваганьковским кладбищем, в тридцатые годы ХХ века большинство дворянских захоронений было уничтожено, сохранилась только двадцатая часть, в том числе и могилы декабристов. Маяковский, Чехов, Твардовский, Левитан, Серов и многие другие яркие представители русской культуры и интеллигенции нашли здесь вечный покой.
В марте 2015 года во время реконструкции по неосторожности в монастыре случился пожар, горела колокольня, но, к счастью, строение практически не пострадало. Этот факт особенно примечателен, так как московский пожар 1812 года не затронул монастырские постройки, в то время как весь город пылал в огне. Наполеон несомненно хотел уничтожить монастырь, всюду приказал разместить бочки с порохом, а в кельи солдаты бросали подожжённую солому, но благодаря усердию монахинь и заступничеству Богородицы обитель осталась невредимой.
Расскажите, бывали ли Вы в Новодевичьем монастыре? Если да, то какие впечатления остались в памяти?
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.