Христос Воскресе!
Дорогие друзья!
Пасха Христова пришла в наши храмы и дома, принесла нам свет и надежду, наполнила наши сердца любовью и торжеством!
От всей души, с радостью и ликованием поздравляем Вас и Ваши семьи, с праздником Светлого Христова Воскресения!
Для каждого из нас, это не просто Православный праздник и большое торжество, это конечно время осмысления духовных и мирских ценностей, время ознаменования начала новых событий и путей. В канун Пасхи, мы начинаем важный и большой проект, который по нашему глубокому убеждению найдёт отклик в Ваших сердцах, под названием «7 Икон Православной Святости».
Ежемесячно, в рамках этого проекта, мы хотели бы рассказать Вам, о 7ми праздниках, отмечаемых Православной Церковью, о том, как и по какому поводу они отмечаются, как эти события отразились в Православной иконописи.
Первое о чём, мы будем повествовать, о Пасхе Господней – Светлом Христовом Воскресенье.
Всем известно, что Пасха – это самый главный, самый торжественный и несомненно самый красивый праздник церковного года. Кто хотя бы раз в жизни побывал на пасхальном богослужении никогда не забудет необыкновенной романтики пасхальной ночи, когда все, присутствующие в церкви люди, единодушно, едиными устами прославляют воскрешение Христа Спасителя. Пасха праздник переходящий и каждый год дата его новая. Узнать число Пасхи на данный год можно в Церковном календаре или рассчитать по специальным формулам Пасхалии. С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 4 апреля и 8 мая.
История Праздника
Из Священного Писания Нового Завета (или Евангелия) мы знаем, что по прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мёртвых. Тело Его, человеческое преобразилось. Он вышел из погребальной пещеры, не отвалив камня, не нарушив печати, поставленной иудейскими первосвященниками и невидимый для приставленной следить за гробом стражей.
Вдруг сделалось великое землетрясение: с небес сошел Ангел Господень. Он, приступил отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его была, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались,
В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, женщины, сопровождавшие Иисуса Христа и его учеников во время трехлетней проповеди Спасителя, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломния и другие, взявши приготовленное благовонное миро (ароматный состав для помазания мертвецов но иудейскому обычаю) пошли ко гробу Иисуса Христа, так- как они не успели помазать Его тело при погребении.
Женщины еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру опечатай. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить, и говорили между собою: «кто отвалит нам камень от дверей гроба?», а камень этот был весьма велик. Подошедшие ко гробу они обнаружили, что камень отвален от гроба, а когда остановились, вдруг увидели светозарного ангела, сидящего на камне, Ангел, обращаясь к ним, сказал: «не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь: Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место где лежал Господь. А йотом пойдите скорее, и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».
Когда они вошли внутрь пещеры, то не обнаружили там тела Господа, но взглянув, увидели другого ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь; их объял ужас. Этот Ангел сказал им: «не ужасайтесь; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилей, там Его увидите».
Когда женщины все еще стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле, а ангелы сказали им: «что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, что Он говорил вам, когда был еще в Галилеи, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту и в третий день воскреснуть». Тогда женщины вспомнили слово Спасителя и вышедши в страхе и трепете поспешили возвестить ученикам чудесную весть о воскресении их Учителя и Господа. А тем временем ко гробу Господню прибежали апостолы Петр и Иоанн, извещенные Марией Магдалиной. Увидев во гробе погребальные пелены Иисуса Христа, они гоже уверовали в Его воскресение. Когда Петр и Иоанн ушли, Мария Магдалина, прибежавшая с ними, осталась у гроба. Она стояла и плакала у входа в пещеру. Заглянув туда она увидела двух ангелов, сидящих, одного у головы, а другого у ног. где лежало тело Спасителя. Ангелы сказали ей: «жена! (т. е. женщина) что плачешь?» (она не была в то время когда ангелы возвестили о воскресении другим женщинам) ответила им: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она оглянулась назад и увидела стоящего Иисуса Христа, но от такой Печали, от слез и от уверенности своей, что мертвые не воскресают, она не узнала Господа, Иисус Христос спросил ее: «Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь?». Мария же Магдалина, думая, что ото садовник из этого сада, где располагалась пещера, ответила Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его». Тогда Иисус Христос сказал ей: «Мария!». Хорошо знакомый ей голос заставил ее опомниться от печали, и она увидела, что перед нею стоит Сам Господь Христос. Она воскликнула: «Учитель!» — и с неописуемым восторгом бросилась к ногам Спасителя; и от радости она не представляла себе всего величия сего момента. Но Иисус Христос, указывая ей на святое и великое таинство воскресения Своего, сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т. е. ученикам и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам Христовым с вестью о том, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Это было первое явление Христа по воскресении. Всего до Своего вознесения на небо, Господь еще девять раз являлся ученикам, напутствовал их, напоминал им все то, чему Он учил их во время Своей земной жизни. Обо всем этом подробно можно прочитать в Евангелии.
Празднования Пасхи
Празднуя Пасху новозаветную, мы торжествуем избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение этого праздника отличается величием и необычайной торжественностью.
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм, благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются в самые светлейшие ризы. Перед самой полуночью торжественный благогвест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом и другими алтарными святынями выходят из алтаря и со всем народом, подобно женам мироносицам, ходившим очень рано ко гробу, обходят вокруг церкви пасхальным крестным ходом и все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все идут с зажженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.
Шествие останавливается у затворных западных дверей храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь многократно повторяется и хором и всеми молящимися на протяжении всей пасхальной службы. Далее священник, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знак креста против закрытых дверей храма; они отверзаются, и ликующий народом, как некогда мироносицы к апостолам, входит и церковь, залитую светом светильников и лампад, и оглашает ее радостной! вестью: «Христос воскресе!».
Последующее Богослужение Пасхальной ночи состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители многократно исходят из алтаря и приветствуют народ словами: «Христос воскресе!», на что люди отвечают «Воистину воскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.
В конце утрени, после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая: «Воистину воскресе!». Это приветствие, они запечатлевают целованием и дарением пасхальных крашенных яиц, которые служат замечательным символом возстания из гроба, — воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогущества Божия.
После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при открытых Царских Вратах, которые бывают открыты с начала пасхальной службы и не закрываются всю пасхальную неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб, — Артос, который в Светлую Субботу (в конце пасхальной недели) раздается верующим, как пасхальное благословение. После пасхальной Литургии совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса для пасхальной трапезы (розговенья) верующих.
Праздник Пасхи со времени его установления был светлейшим, всеобщим продолжительнейшим христианским торжеством. От дней апостольских христианская Пасха, продолжалась семь дней. Отцы Церкви и церковные правила повелевают верующим во всю Светлую седмицу упражняться в храмах в псалмах, пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя о Христе.
Икона Воскресения Христова
Воскресение Христово всегда связывалось в сознании христиан с избавлением людей от первородного греха. Христос как истинный Бог и как истинный человек, испытав на себе всю полноту страданий и смерти, той смерти, которой должен был умереть каждый ветхий человек, разрушил само понятие смерти. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», - свидетельствует тропарь Светлого Христова Воскресения. Именно поэтому момент Воскресения - непостижимый и никем не виденный не отображен в иконографии, а икону, где было бы изображено непосредственно само Воскресение, заменила икона «Сошествие во ад», где явлено избавление людей от уз вечной смерти.
Основой для этой иконографии послужило апокрифическое евангелие Никодима, где приводится рассказ о сошествии Иисуса в ад, а также сочинения Евсевия Александрийского «Слово о сошествии Иоанна Предтечи в ад» и Епифания Кипрского «Слово о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа», написанные в IV столетии.
В апокрифе Никодима от имени сыновей Симеона Богоприимца, которые чудесным образом воскресли из мертвых и явились в город Аримафею, дается следующее описание сошествия Спасителя в ад: «И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив диавола, связал (его), предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих (в аду), в Свое пресветлое сияние.
...И сказал Господь, простирая руку Свою: Приидите ко Мне, все святые Мои, ибо имеете подобие образа Моего - вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите: древом диавольским Я осудил смерть».
Иконография «Сошествия во ад», окончательно сформировавшаяся к XII веку в византийской иконописи, представляет собой симметричную композицию со Спасителем в центре. Вокруг фигуры Христа круг- мандорла (греч. -слава, который символизирует свет, принесенный Иисусом Христом во тьму ада. Нoги Спасителя попирают крестообразно сломанные врата ада. По сторонам помещены изображения ветхозаветных пророков и праотцев, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, Авель. На некоторых изводах мандорла Спасителя изображена в форме эллипса с заостренными вершинами, водной руке Христа - крест, другую Он протягивает коленопреклоненному Адаму. На псковской иконе XIV века Спаситель протягивает правую руку Адаму и левую - Еве. Горки, возвышающиеся над фигурами, символизируют мир вышний и являются определенной антитезой черной бездне ада.
К XVI веку композиция иконы значительно усложняется: появляются изображения ангелов, фигура диавола в адовой пещере, мертвые, восстающие из гробов. А к XVII столетию в иконографию стали проникать элементы западноевропейской живописи: на иконе стали появляться изображения гроба с отваленным камнем, спящей стражи и Спасителя, восстающего из гроба. Для древнерусской же иконописи характерно двойное название рассматриваемой иконографии -«Сошествие во ад - Воскресение Христово», что свидетельствует о благоговейном отношении к самому моменту Воскресения, который, как уже упоминалось, не описан евангелистами.
С уважением,
Настоятель Храма Василия Великого, отец Аркадий
Коллектив Гильдии иконописцев города Владимира
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.